Без названия

Без названия

Aslan-Gaisumov

Аслан Гайсумов / Aslan Gaisumov

Российский ориентализм по традиции относит Кавказ к условному «миру Востока», и шатер – персидского шаха или турецкого султана, бедуина Аравии или кочевника Казахской степи – воспринимается как обязательный атрибут этого сказочного мира. Но традиционные культуры Кавказа не знают шатров – перед нами вовсе не шатер, а обыкновенная военная палатка. Она напоминает о недавних чеченских войнах, о лагерях беженцев, где выросло целое поколение, к которому принадлежит и Аслан Гайсумов. Однако, войдя внутрь палатки, мы словно бы попадаем в царский дворец с роскошным барочным плафоном, где в облаках парят путти, а в золотых картушах красуются вензеля. И все же голые брезентовые стены возвращают нас с небес на землю: в таких палатках – по несколько семей в одной – годами жили люди, так что, возможно, «дворцовый» потолок – это их мечта о собственном доме, о мире, счастье, благополучии, богатстве. Барокко сделалось имперским стилем – неудивительно, что барочный китч воцарился в архитектуре и дизайне заново отстроенного Грозного, как, впрочем, и повсюду в России. Художник полон иронии по поводу повсеместного торжества этого «необарокко», но его ирония горька – в слоях краски, покрывающей брезент, осталась память о войне, горе и разбитых иллюзиях, понимание призрачности человеческих мечтаний и имперских амбиций. (А.Т.)

art-alanica - author

LEAVE A REPLY

Your email address will not be published. Required fields are marked *