XI Международный художественный симпозиум «АЛАНИКА»

16 сентября — 1 октября 2017 год

Культурная городская программа «Владей Кавказом!»

Куратор — Катя Бочавар

Руководитель проекта — Галина Тебиева

В постоянно меняющемся мире трансформируется не только отношение к искусству, но и способы его потребления. И, наконец, само искусство меняет свои формы. Кроме исполнения функции украшения жизни и способа самовыражения, оно становится мощным коммуникативным инструментом, языком, на котором могут общаться люди различных национальностей, вероисповеданий, социальных групп и политических взглядов.Программа «Владей Кавказом!» считает важным вступить в диалог с городскими жителями, поговорить об истории Владикавказа и о его будущем, заострить внимание на болевых точках и полюбоваться красотой. «Пропустив» городскую среду через призму своего таланта, участники симпозиума дадут возможность посмотреть на город другими глазами. Скверы, музеи, библиотеки, вагоны трамваев, площади и парковки будут вовлечены в масштабный поток событий фестиваля.
Культурный десант программы «Владей Кавказом!» — это группа талантливых музыкантов, художников, хореографов. Они создадут произведения вместе с представителями самых разных городских сообществ — от студентов вузов и школьников, до пенсионеров и инвалидов, давая им возможность увидеть творческий процесс изнутри.
Симпозиум «Аланика-2017» несет большую культурно-­образовательную нагрузку. Пик активности обширной лекционной программы, мастер‐классов и круглых столов придется на выходные, что позволит принять в ней участие приезжим из других городов.

ПРОЕКТЫ

Музыкально Шумовая композиция «ТРАНСФОРМАЦИЯ ШУМА»

Петр Айду

«Трансформация шума» одновременно и естественное продолжение других работ Петра Айду, связанных с реконструкцией авангарда («Реконструкция утопии», «Реконструкция шума», «Археология звука»), и самостоятельное произведение. Многочисленные предметы, не являющиеся музыкальным инструментами и созданные руками самих участников, помогают создавать так называемые «шумовые облака», перетекающие из одного в другое. «Трансформация шума» — это мир, наполненный звуками беспокойной воды, полуденного леса, щелканьем цикад на рассвете, ветром и полетом ночных птиц, в котором меняется обыденное и привычное для многих представление о музыке. «Композиция абстрактна, выбор предметов-инструментов связан исключительно с их акустическими свойствами, никак не учитывает их визуальных качеств. Произведение выглядит как перформанс, однако, по сути является строго выстроенной музыкальной композицией, не подразумевающей свободной импровизации. Исполнители работают с реальными материалами в существующем акустическом пространстве без использования электроусиления»

Смотреть

Фестиваль таперского искусства «Не стреляйте в пианиста!»

Николай Ефремов

Уникальный проект — фестиваль таперского искусства «Не стреляйте в пианиста!», придуманный и инициированный командой московской галереи-мастерской «ГРАУНД» в 2015 году, представит во Владикавказе специальную программу, сформированную из фильмов «великого немого». Они демонстрируются именно так, как это происходило 100 лет тому назад — под аккомпанемент рояля и треск кинопроектора. Считается, что выражение «Не стреляйте в пианиста — он играет, как умеет» приобрело известность благодаря Оскару Уайльду. В своих заметках «Впечатления об Америке» он писал: «Over the piano was printed a notice: «Please do not shoot the pianist. He is doing his best». Это предупреждение писатель встретил в одном из салунов города Ледвилл штата Колорадо. Публика получает редкую возможность увидеть своими глазами то, как работает аутентичный 35 мм проектор, и услышать рассказ о редком теперь искусстве тапирования — способностью импровизировать, сопровождая игрой на рояле действие фильма. Специально для показов во Владикавказе на 35 мм пленке напечатано несколько десятков копий фильмов-шедевров. В фестивале принимают участие пианисты Северного Кавказа.

Смотреть

Звуковая инсталляция «Маршрут»

Владимир Ранев

На отрезке трамвайного маршрута, начиная от ДК Металлургов и заканчивая главным входом в Центральный парк имени Коста Хетагурова, все специальные объявления, а также названия остановок воспроизводятся детьми — они поют их на осетинском языке. Объявления из разряда тех вещей, что сопровождают нас в нашей повседневной жизни, становясь чем-то привычным, обыденным, не стоящим внимания. Озвучивая поездку из точки А в точку В, объявления сливаются с интерьером, с картинками, мелькающими за окном. Мы перестаем их слышать. Но что если превратить обыденность в арт-высказывание? Попытаться сделать чужое и общественное чем-то объединяющим, уютным, понятным? Что если прислушаться? К шуму города, грохоту трамвая, случайным словам, объявлениям.

«Горожане каждый день ездят по этим маршрутам, слушают эти объявления, и они не просто преодолевают пространство из одной точки в другую. Катающиеся десятилетиями по этим маршрутам вагоны сближают их и пространством салона, и временем совместно прожитой жизни. При этом все пассажиры, столь разные и думающие каждый о своем, слышат во время поездки одно и то же — сухие информативные сообщения, которые вроде бы объединяют их нужной информацией, но на самом деле разъединяют: голос информатора ни к кому конкретно не обращается, ему все равно, слышат его или нет, симпатичен ли он тем, кто в салоне, и что они о нем думают. Это странно, подумал я, и решил, что на короткое время фестиваля информатор может и «ожить», то есть приобрести живой голос. Названия остановок и прочие сообщения станут музыкой — их будут петь владикавказцы, точнее дети из городских хоровых коллективов»

Смотреть

Перформанс-инсталляция «Колодец. Голос воспоминаний». Ворк-ин-прогресс

Наталья Пшеничникова

Исследование взаимоотношений человека и его памяти, связь со звуками и песнями, которые вплетены в его жизнь, начиная с самого рождения, — это то, что интересует автора проекта. Чужая память помогает раскрыть новые глубины в своей собственной, подключает к единой сети, к мощной, всеобъемлющей «базе данных». В основу перформанса-инсталляции ляжет документальный материал: интервью с пожилыми женщинами — местными жительницами, записи их песен и воспоминаний. Обработанные и смешанные в единую композицию полученные материалы будут воспроизведены с добавлением «живого исполнения» — звукового комментария. Именно связь поколений, культур, географические мосты подчеркивают ценные возможности этого проекта.

«Когда человек поет, он погружается в самого себя. Через звуки возникает связь с определенными жизненными ситуациями. То есть пение является тоннелем, через который человек связывается с прошлым и может представить будущее, одновременно находясь в настоящем. Тело, сознание — это колодец, наполненный звуками. Одна из задач — соотнести пение и истории из жизни местных жителей с экспериментальными техниками, основанными на психотехнических исследованиях работы с голосом»

Смотреть

Вокально-хореографический перформанс «Дистанция»

Алексей Кожанов и Анна Абалихина 

Перформанс с участием учащихся Суворовского училища — уникальный опыт соприкосновения с закрытым, обособленным миром. Это попытка увидеть в общем — частные истории, судьбы, личное. Это ощущение общности, неразрывных связей внутри коллектива, предчувствие свободы и желание увидеть эту свободу в упорядоченности. Серия мастерклассов по пению и движению, проведенные авторами проекта, поможет пройти этот путь взаимного познания. Конечный перформанс, основанный на материале, возникшем в процессе этой подготовительной работы, будет состоять из аутентичных навыков строевой подготовки, которые в процессе «проговоравания» и «воспроизведения» в необычном контексте приобретут новые смыслы. Проект «Дистанция» — это такой воодушевляющий, перформанс-порыв, напоминающий по мощи одновременно девятую симфонию Бетховена и военные марши.

«Идея нашего с Анной перформанса — исследовать коллективное и индивидуальное сознание, как отдельная личность ощущает себя в обществе. Есть группа учащихся Северо-Кавказского суворовского училища, которая включает в себя людей из разных социальных и культурных групп. Само собой разумеется, что личный опыт каждого, вольно или невольно, проявляется внутри этой группы. Моя задача — через этот личный опыт участников найти с ними точки соприкосновения и создать вместе что-то вроде строевой песни, сочетание хореографии и хоровой музыкальной композиции. Человек внутри перформанса все равно должен чувствовать свою личную свободу. Мне самому было бы очень интересно очутиться в такой ситуации — вот вы поете одновременно с тысячами других людей, это очень красиво и сильно, но что вы лично при этом чувствуете?»
Алексей Коханов

Смотреть

Радио Город — Искусство у микрофона

Олег Макаров и Карина Бесолти 

В течение двух последних дней симпозиума — 30 сентября и 1 октября — городское радио станет площадкой современного искусства. Это беспрецедентный и, возможно, первый в мире опыт подобного рода. Горожане услышат постановки постдраматического «театра у микрофона», лекции, популяризирующие актуальные культурные проекты и критические споры в прямом эфире известных деятелей искусства и культуры. Радио демократично. Его вещание — для всех. Не нужен билет, чтобы познакомиться с радиотворчеством увлеченных звуком художников, композиторов, певцов, актеров, поэтов. Донесшиеся до вас из радио звуки могут разбудить вашу собственную фантазию, заставить достроить в воображении долетевший звук. Все эти процессы происходят легко, подсознательно — звуки рождают образы, обусловленные личным опытом, культурным уровнем каждого отдельного слушателя.

«Используя радио как носитель и как инструмент, мы применяем его двойную природу: с одной стороны, отсутствие визуальной составляющей, с другой, обострение уровня сенсорного восприятия через слух. Эта двойственность вызывает объемные образы, и что важно — возникшие образы у каждого свои. Радиопостановка — это произведение, в котором зритель является и кастинг-директором, и оператором, и костюмером. Слушатель сам выбирает площадку, на которой разворачиваются события услышанного им по радио, и если бы существовала возможность вытащить эти спектакли/фильмы/интервью/ концерты у нас из головы и сравнить их между собой, мы наверняка были бы потрясены их разнообразием. Создание радиопрограмм — моя старинная мечта, отражающая те тенденции и направления в современном искусстве, которые мне особенно интересны. Я много работаю со звуком, потому что звук — один из самых коротких путей, пролегающий через ассоциативный ряд от объекта искусства к чувствам и сознанию человека» Катя Бочавар

Смотреть

Сайт-специфик иммерсивный аудиопоток «Владей Кавказом»

Дмитрий Николаев 

Пройти, слушая город, по маршруту ДК Металлургов–Центральный парк имени Коста Хетагурова, срастись с историями, рассказанными его жителями, увидеть личное в каждом повороте, доме, здании на этом пути. Полюбить снова, полюбить сильнее, полюбить глубину.
Таким город еще никто не видел.
И не слышал.

«Город — это географически статичная декорация, веками неподвижная в пространстве, люди же в ней — подвижны, изменчивы и «быстротечны». Город — это место, а человек — движение, город — вечность, человек — мгновение. Городские достопримечательности фиксированы в пространстве, а люди подвижны. Соответственно, в проекте прозвучат два типа аудиоисторий. — Истории места, точки маршрута — факты, информация о тех или иных местах города. Статика. Точка. Объективность. Это те неподвижные берега, внутри которых бурлит — Звуковой поток — человеческие истории (чувства, ощущения, эмоции), которые мы слышим и испытываем во время движения между точками маршрута. Движение. Линия. Субъективность. Текстовые и звуковые композиции музыкальных и акустических жанров, хор голосов — актеры, вокалисты и «простые» жители города расскажут реальные и/или вымышленные истории о себе, о великих и не очень обитателях и посетителях Владикавказа»
Дмитрий Николаев

Смотреть

Выставка «Внутренний манифест»

Сергей Катран 

Выставка «Внутренний манифест» продолжает тему индивидуального художественного высказывания в заданных условиях, начатую художниками и кураторами Катей Бочавар и Сергеем Катраном в 2015 году перформансом «Одиночный пикет» и последовавшей за этим выставкой-документацией этого события «50 метров». Летом 2017 года первая выставка «Внутренний манифест» была представлена в галерее-мастерской «ГРАУНД Ходынка» в Москве. «Внутренний манифест» — это попытка спровоцировать художника на сублимацию, реакцию в виде концентрированной идеи, прокламацию своего творческого кредо, своего интеллектуального, эстетического и/или физического состояния в моменте — здесь и сейчас. «Внутренний манифест» — это попытка исследовать феномен персонального высказывания художника, его художественного языка в контексте заданных условий и обстоятельств современности. В специально построенном «лабиринте» инициаторы проекта предлагают двенадцати художникам со всего Северного Кавказа создать сайт-специфик инсталляцию.

«В 2015 году у нас возникла идея собрать художников для того, чтобы они, следуя правилам «одиночного пике- та» (находиться во время акции на расстоянии 50 метров друг от друга), реализовали свою собственную историю. Откликнулось около 30 художников: они вышли на «Одиночный пикет» на Ходынское поле (Москва). Затем была выставка «50 метров» по материалам акции и второй «Одиночный пикет» в Венеции(2017). Так возникла идея еще одной выставки, которая несла бы в себе аналогичный уровень свободы художника. Катя Бочавар предложила помещение — ГРАУНД Ходынка. Механика была предельно проста: помещение разбили на 12 небольших комнат, в каждой из которых разместился художник со своей работой, отвечающей его «внутреннему манифесту». Мы не знали, что в итоге будет в каждой из этих комнат. Но ожидаемый эффект случился. Когда даешь художнику свободу, он раскрывается»
Сергей Катран

Смотреть

Программа «Мобильный ГРАУНД ЗИН ФЕСТ. Владей Кавказом!»

Саша Маршани и Максим Эпштейн

Проект призван познакомить с малотиражной литературой, авторской книгой и книгой художника. «ГРАУНД зин фест» — масштабное мероприятие, посвященное малым издательствам, личным печатным инициативам и книге художника, придуманное и реализуемое командой галерей-мастерских проекта «ГРАУНД» (Москва). На сегодняшний день независимые издательства и печатные инициативы переживают новый этап развития. Они становятся именно той площадкой, на которой пробуют свои силы молодые художники, фотографы, дизайнеры и литераторы. Выездная сессия «ГРАУНД зин фест» во Владикавказе — уникальное событие, в рамках которого пройдут лекции, мастерклассы и беседы на тему книжной графики и литературы для всех желающих. И, конечно же, будут созданы зины. Много зинов. В цифровую эпоху мы имеем все больше возможностей стать не только потребителями, но и созидателями. Зин — общее название для разного вида малотиражной периодической или непериодической печатной продукции (журнал, информационный бюллетень, фотоаль- бом, альманах и др.)

«Дать определение понятию «книга художника» довольно просто: это книга, созданная как оригинальное произведение искусства, а не как воспроизведение ранее существовавшей работы. Можно также уточнить, что эта книга призвана объединить формальные способы ее производства с тематическим наполнением. Но это определение порождает новые вопросы: что такое «оригинальное» произведение искусства? Допускает ли такой подход тиражирование? Какие виды производственных средств могут быть включены в это определение: перевод фото и графических изображений на литографский камень или работа с линогравюрой, серебрянно-желатиновая печать? Как насчет графических редакторов, принтеров и ксероксов? В цифровую эпоху мы имеем все больше возможностей. С другой стороны, зрители вправе самостоятельно решать, что является книгой, а что — уникальным произведением искусства»
Саша Маршани

Смотреть

Видеопрограмма «Вагон-иллюзион»

Лика Гомиашвили

Не просто авторское видео с информацией о событиях симпозиума, которое транслируется в необычном для этого пространстве трамвая, а нечто большее. Попытка увидеть, понять, найти новые смыслы, с долей иронии встроить в контекст общественного транспорта то, что точно не назовешь «продуктом массового потребления» — произведения современного искусства.

«Когда мы находимся в дороге, еще не там, но уже не здесь, мы пребываем в промежуточном времени, реальность пролетает в окне, не акцентируя на себе наше внимание. Это моменты погружения в процесс незаинтересованного наблюдения, они едва ли способны привести к значительному знанию. Вопросы, которые ставит перед собой интеллект, определяются нашей заинтересованностью. Такой интерес не противостоит знанию, а, напротив, является его важнейшим условием, если он сочетается с разумом, т.е. со способностью видеть вещи такими, каковы они есть, со способностью «позволить им быть»

Смотреть

Пространственная инсталляция «Границы»

Ольга Божко

В контексте городского пространства художник концентрирует свое внимание на внутрен- нем и внешнем, позволяя находиться сразу в двух измерениях одновременно. С одной стороны, вот оно — уличное искусство, с его громкими, лаконичными, жесткими лозунгами и словами, растекшимися по стенам цветами, свободой и бескомпромиссностью. С другой, тепло и уют, искусственный свет от старой лампы, чуть слышный отсчет спиц, плетущих свой узор, размерен- ное, защищенное, закрытое пространство дома. А между ними — граница. Она — препятствие, но она же — возможность увидеть мир по-новому, заглянуть не только за ее пределы, но и в самих себя.

«Граффити из этого проекта сделаны мною в необычной вязаной технике: панно повторяют домашние коврики, пледы, различные бытовые уютные вещи, которые делали и делают наши бабушки. Важно, что жители Осетии, становятся соучастниками проекта. Они создают по моим эскизам необычные для себя работы — традиционные своей техникой, но не содержанием. Привлечение рукодельниц разных возрастов, детей с ограниченными возможностями здоровья — очень важный момент контакта поколений и разных социальных групп. Связь времен, поколений, которая всегда тяжела и сложна — она ведь тоже о границах. И возможность найти общее дело, творческую задачу мне кажется крайне интересной. Через понятное, знакомое ремесло участники проекта приобщаются к чему-то для них, возможно, далекому и непонятном»

Смотреть

Видеоинсталляция «Запомнить»

Вероника Георгиева

Художник переосмысливает в своей работе важную для современного общества данность: чрезмерное использование средств социальных медиа, и как следствие, потерю общности и живых связей, атрофию вербальной коммуникации. Используя инструменты и механизмы все тех же социальных медиа, Георгиева создает групповой видеопортрет, видеоинсталляцию под названием «Я — часть тебя». Фактическими авторами высказывания становятся дети — десятки человек из разных социальных групп, в том числе — с ограниченными возможностями. Дети фотографируют себя, своих близких, привычные для них сценки из жизни, фиксируют момент, концентрируя внимание не на себе самих, а на том, что их окружает. Обработанные по специальной технологии снимки становятся в конечном итоге частью мультиэкранной видеоинсталляции. Уходя в своем исследовании еще дальше, Георгиева фиксирует внимание на городе как живом, непрерывном во времени фоне происходящего, используя в том числе архивные фотографии из различных частных и общественных коллекций.

«Представьте себе не классически, то есть горизонтально структурированный фильм, а фильм вертикальный, где каждый последующий кадр — наслоение на кадр предыдущий, стопка из имиджей. Сотни имиджей наслаиваются друг на друга, пока проекция не превращается как бы в слоеный пирог, к концу фильма уже не слишком различимой информации. Зритель становится свидетелем постепенного перехода от фигуративного в абстрактное, что является символом процесса работы нашей Памяти — как индивидуальной, так и коллективной. Процесс, характер моего проекта направлен непосредственно на людей, на их отношения, на выявление инфраструктуры городской среды через взгляд на город глазами детей, а также фотографов предыдущих поколений. Наслаивание имиджей создает коллективную память города»

Смотреть

Сайтспецифик инсталляция «За предел»

Катя Бочавар

Вы бывали когда-нибудь «за пределом»? Заглядывали за черту собственных возможностей, фантазий, представлений, страхов? Открывали новые, доселе неведомые миры в привычном, обыденном, виденном множество раз? Инсталляция Кати Бочавар начинается за шаг «до»: открытый с улицы вход в Малый зал кинотеатра «Комсомолец» приглашает шагнуть из жизни, стремительности, света в дебри заброшенной тоски здания-призрака. Это — «Зал ожидания», где каждый ждет своей очереди, чтобы увидеть. Пройдя через маленькую дверь слева от экрана, попадаешь в узкий коридор, длинный и не прямой, имеющий несколько изгибов. Куда приведет следующий поворот? Что там — за пределами видимости?

«Между желанием созидать и результатом усилий — огромные надежды и не меньшие сомнения. Посетители «За предела» смогут увидеть собственными глазами надежды и разочарования, талант и безразличие, алчность и смирение, упорство и провал надежд. Это романтичное, призрачное видение. Его красота многослойна, и в ней не только печаль, но и гордость, не только бессилие, но и желание созидать. Это просто рай для фантазии, которую каждый может вывести за предел обыденности и пустить по волнам времени в зале-призраке бывшего Синематографа братьев Пате»

Смотреть

Проект «Арт-Кавказ»

Таус Махачева

Самостоятельное художественное высказывание начинающих авторов. Основная идея проекта: взгляд на социокультурную и общественно-историческую ситуацию некоего специфического региона глазами носителей других культурных кодов; это взгляд людей молодых, взгляд и свободный, и несвободный одновременно.

Смотреть

Каталог симпозиума